Техническое обслуживание винтовых компрессоров
Функционирование винтового компрессора основано на использовании для сжатия газа пары взаимно вращающихся роторов. Разберем подробно работу оборудования на примере самого распространенного воздушного масляного компрессора. При включении двигатель запускает вращение роторов, начинается всасывание воздуха через воздушный фильтр. В винтовом блоке он смешивается с маслом и сжимается. Далее воздушно-масляная смесь проходит через сепаратор, где происходит ее разделение. Полученный таким образом чистый сжатый воздух имеет температуру около 110 градусов. Поэтому перед подачей потребителю его охлаждают, пропуская через радиатор.
Кроме маслонаполненных, есть и безмасляные компрессоры (сухие и водонаполненные). В отличие от первых, такое оборудование позволяет сразу получить воздух высокой степени очистки, поэтому чаще всего используется на так называемых чистых производствах (например, в пищевой, фармацевтической или химической промышленности).
Винтовые компрессоры нашли широкое применение во многих областях: от подкачки шин и аэрографии до строительных работ. По сравнению с поршневыми у них более высокая цена, но хорошая производительность и надежность с лихвой компенсируют этот недостаток. Однако при выборе следует помнить, что они не предназначены для эксплуатации в сильно запыленных зонах и помещениях с низкой температурой.
Виды ТО
Как и любое оборудование, компрессор требует планового (в том числе ежедневного) и внепланового ТО. Ежедневное обслуживание подразумевает ряд обязательных операций по контролю, пренебрежение которыми неизбежно приведет к сокращению срока службы установки. Поэтому зачастую такие работы входят в перечень должностных обязанностей обслуживающего персонала.
Периодическое обслуживание
Согласно установленным нормам периодическое ТО винтовых компрессоров осуществляется через определенные временные интервалы (по отработанным мото-часам). Мероприятия выполняются сервисным центром совместно с обслуживающим персоналом. В техническое обслуживание входят такие операции:
- чистка (замена) масляных и газовых фильтров;
- проверка масла на наличие механических примесей;
- проверка приборов на наличие неисправностей;
- анализ работоспособности систем защиты, сигнальных ламп;
- проверка объема сливаемого с уплотнения масла;
- контроль центровки двигателя с винтовым компрессором;
- проверка задвижек и вентилей;
- устранение утечек масла.
Более подробно ознакомиться с видами и объемом работ для разных временных интервалов можно в таблице.
Операции | Ежедневное обслуживание | 500 ч. | 2 000 ч. (но не реже 2 раз в год) | 4 000 ч. (но не реже 1 раза в год) | 8 000 ч. (но не реже 1 раза в 2 года) | 20 000 ч. (но не реже 1 раза в 5 лет) |
1. Визуальный осмотр установки снаружи и устранение механических повреждений, течи масла. Проверка на отсутствие посторонних шумов. 2. Контроль уровня масла. 3. Проверка и калибровка приборов. 4. Контроль на герметичность воздушных сопряжений. 5. Проверка сепарации масла через визуализатор возврата. | + | + | + | + | + | + |
1. Очистка радиатора, промывка и продувка. 2. Проверка чистоты масла и замена при необходимости. 3. ТО электрики, привода и контактных коробок. | - | + | + | + | + | + |
1. Замена воздушного фильтра. 2. Контроль и регулировка натяжения ремней. | - | - | + | + | + | + |
1. Замена масла и масляного фильтра. 2. Замена сепаратора-маслоотделителя. 3. Проверка и замена (если нужно) предохранительных клапанов. | - | - | - | + | + | + |
1. Замена ремней, ремонтного комплекта термостата, клапана минимального давления и всасывающего клапана, уплотнений. | - | - | - | - | + | - |
1. Замена ремонтного комплекта винтового блока, подшипников электрического двигателя. | - | - | - | - | - | + |
Внеплановое обслуживание
Подобное ТО необходимо, если был нарушен режим эксплуатации винтового компрессора (например, длительный простой, некорректный температурный режим). В этом случае обслуживание выполняется только специалистами сервиса, которые назначают перечень необходимых операций отдельно для каждого случая.
Ремонт винтовых компрессоров
Несмотря на то, что такие установки очень надежны, в процессе длительной эксплуатации или при нарушении условий работы неисправности не исключены. В этом случае к ремонту следует привлекать только специалистов, в идеале прибегать к услугам непосредственно фирмы — производителя компрессорного оборудования.
Основные неисправности
1. Поломка винтового блока. Хотя масло и надежно предохраняет поверхность роторов от механического износа, использование некачественных составов приводит к появлению выработки на винтах. Причиной также может послужить отсутствие своевременного технического обслуживания и замена подшипников и сальниковых уплотнений. Из-за этого случается заклинивание, весь винтовой блок выходит из строя.
2. Поломка привода. Провисания или разрывы ременной передачи — одна из самых частых проблем, выводящая из строя винтовую пару. Она возникает как из-за нарушения температурного режима, так и из-за большого количества твердых частиц в воздухе, где работает оборудование.
3. Поломка двигателя. Первый тревожный сигнал — появление вибраций. Если провести ремонт сразу же, то проблема, скорее всего, легко решится простой заменой подшипников. Но когда отказ двигателя уже произошел, следует или заменить его обмотку, или купить новый.
Также в процессе эксплуатации винтовых компрессоров возникает множество более мелких проблем, которые могут привести к снижению эффективности. Обычно это свидетельствует о том, что ежедневному и периодическому техническому обслуживанию не уделяется достаточного внимания. Например, низкая производительность почти всегда связана с засорением воздушных фильтров, а чрезмерный расход масла — с утечкой из-за сильного износа уплотнительного кольца.
Винтовые компрессоры — не самый дешевый вид компрессорного оборудования, к тому же имеющий достаточно сложную конструкцию, но они являются достойными конкурентами другим типам по производительности и надежности. А своевременное и полное техническое обслуживание позволит свести к минимуму вероятность нештатной ситуации.